ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Гришина Галина Вадимовна

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или в семье, находящейся в социально опасном положении (СОП).

Семья, находящаяся в СОП –семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [1]В таких семьях утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в СОП, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. [5]

Можно определить 3 уровня воспитательного потенциала семьи:

1. Высокий уровень. В семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам.

2. Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.

3. Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. [4]

Семья, находящаяся в СОП, относится к третьему уровню воспитательного потенциала и имеет свои проблемы и трудности.Эти семьи – объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

  1. Медицинский – это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи (ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи);
  2. Социально-административный – семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;
  3. Психолого-педагогический – семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи. [2]

В данном случае мы имеем дело с семьями, проблемными, предполагающими работу с последствиями.Однако, не менее важен патронаж семей «группы потенциального риска», в которых велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи, то есть «дисфункциональных семей». Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально».

Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом работы с дисфункциональной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

1. Организационный этап. Основной метод работы на данном этапе– это экспертная оценка. Она направлена на выяснение степени необходимости вмешательства в проблему семьи. Специалистами определены некоторые критерии, по которым можно определить, что изменения в семье необходимы:

- нет четкой структуры семьи (неизвестно какой тип отношений, кто занимается воспитанием детей, взаимоотношения между супругами и детьми);

-имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром, между представителями разных поколений (нет авторитета старших, дети выполняют «взрослые обязанности»);

-наблюдается распад иерархии (отсутствует авторитет родителей, уважение друг к другу);

-создание ошибочной системы взаимоотношений (например, при разводе дочь начинает самостоятельно вести хозяйство вместо матери или сын выполняет роль «главы семьи»).

2. Функциональный этап. Происходит мобилизация ресурсов семьи. В психологическом плане задача – нормализация семейных отношений – принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда – работа со специалистами либо внутри семьи (посещения, беседы) либо вне ее, в рамках специализированного учреждения для несовершеннолетних при организации посещения родственниками, выявлении желания и возможности возвращения в семью. В социальном плане при необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей).

После этого осуществляется исследование и устранение конфликтов развития семьи – данный процесс предполагает желание и активное участие членов семьи – объекта воздействия. Основа профилактической и коррекционной работы – формирование навыков и ценностей здорового образа жизни, предотвращение рецидивов возникновения подобных проблемных ситуаций.

3. Контрольный этап. Выявляется динамика развития семьи– исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи. Кроме того, на протяжении необходимого периода времени (определяемого специалистами) проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений. На данном этапе семья, еще не выведенная из «группы риска», переходит к реабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.

На всех этапах, параллельно социальному процессу, алгоритм работы включает в себя организацию системы мониторинга развития неблагополучной семьи, определения форм и методов профилактики и коррекции. Это позволяет не только изучить эффективность работы с конкретной семьей, реализовать межведомственный подход к реабилитационному процессу, но также создать банк проблемных ситуаций, который позволяет выработать алгоритм работы применительно к типу конкретной ситуации, а ориентируясь на определенную семью, подбирать формы и методы работы. [2]

Для организации работы специалисту необходима определенная информация:

1. Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи:Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.).

2. Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.). Она позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

3. Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия. Это в основном документация, предоставляемая местной администрацией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних и т.д.

Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируется социальный паспорт семьи. В дальнейшем в него вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей.Специалист собирает информацию о социальном статусе ребенка, посещаемости занятий и успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т.д. [3]

Основными методами сбора информации являются: беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.); наблюдение; официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.); анализ документации и т.д.

Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистом асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалиста в определенное время, готовность отвечать на интересующие его вопросы и в перспективе – желание семьи на проведение профилактической и коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа специалиста с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами КДН, социальными педагогами, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты.Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации(ИПР) или план работы с семьей, находящейся в СОП, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий. Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:

  • составление перечня реальных проблем и их причин;
  • определение цели воздействия;
  • определение участников воздействия ("узких" специалистов);
  • определение содержания деятельности конкретных специалистов;
  • определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
  • определение результата работы с семьей.

Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.

Успешность работы во многом зависит от умения специалиста по социальной работе правильно организовать совместную межведомственную деятельность различных специалистов.Как правило, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, имеют проблемы с трудоустройством из-за отсутствия образования или невостребованности профессии, низкий материальный достаток, неудовлетворительные жилищные условия, нарушения или несоблюдения гигиенических норм, проблемы с физическим или психологическим здоровьем взрослых и (или) детей, вредные привычки (алкоголизм, наркомания и т.д.), низкую педагогическую компетенцию, отсутствие желания выполнять свои родительские обязанности и т.д.

Для решения этих проблем привлекаются различные специалисты. Например, специалисты центра занятости могут помочь в подборе работы, соответствующей квалификации клиента, или в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки. Достаточно часто члены семей, находящихся в СОП, не торопятся трудоустраиваться, поэтому специалист по социальной работе подключает участкового инспектора для беседы с неработающим, общественность, родственников и т.д. для оказания позитивного влияния на их сознание.

Кроме этого, специалисту по социальной работе вместе с представителями других ведомств (КДН, УВД, органы опеки) необходимо порой провести большую, кропотливую работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий привлекаются сотрудники управление социальной защиты населения, отдела пенсионного обеспечения.Для решения жилищных проблем семьи необходимо привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья.При наличии семей с нарушениями здоровья специалист по социальной работе вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного медицинского обследования амбулаторно, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры.Так же, в зависимости от проблем семьи, специалист по социальной работе может привлекать таких специалистов как психолог, администрация школ, детских садов, специалисты санэпидстанции, органов опеки и попечительства и т.д. [2]

Конечно, специалист по социальной работе не в состоянии, да и не в праве, самостоятельно решать чьи-то судьбы, поэтому его работа протекает в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными службами, но именно на него ложится полная ответственность за своевременное и целесообразное оказание помощи семьям, находящимся в СОП и детям, воспитывающимся в них.

Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что специалист по социальной работе должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Он должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, с одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, не смотря на их социальный статус, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. [4]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 02.07.2013).
  2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – М., 2002. - № 6 – С. 98.
  3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н.Ф. Дивицына // Бином. – Ростов н/Д., 2005. – С. 274 - 276.
  4. Дубровина И.В. Подростки «группы риска» / И.В. Дубровина // Практическая психология образования: уч. пос. для вузов. – М., 2003. – С. 376 - 401.
  5. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко // Владос-пресс. – М., 2006. – С.271.

Гришина Галина Вадимовна,

специалист по социальной работе

МБУ «КЦСОН Свердловского района»

banner bolsh

    vk

Поискать материал?

20240215 101327 1

Шумовой оркестр

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР1

Живая нить

ЖИВАЯ НИТЬ

Творческая студия «Гармония»

ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ ГАРМОНИЯ