СТРАТЕГИИ СТАРЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ

Дегтярева Алена Игоревна

В России процесс старения населения протекает в условиях одновременного снижения рождаемости, так же высоким является уровень смертности. В связи с увеличением численности пожилых людей в социально-демографической структуре населения Российской Федерации актуальным становятся исследования в области жизнедеятельности пожилых людей, осмысление их места и роли в обществе. Учреждениями социальной защиты населения разрабатываются новые формы и методы улучшения качества социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом актуальных проблем их жизнедеятельности. [В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая. 2012. - 49.]

Трудно однозначно характеризовать данный жизненный период, либо с положительной, либо с отрицательной стороны. Некоторые ученые рассматривают ее как совокупность потерь или утрат — экономических, социальных, индивидуальных, которые могут негативно влиять на дальнейшую жизнь пожилого человека. С другой стороны именно в этом возрасте человек анализирует свой жизненный путь, видит, чего он добился, появляется желание делиться опытом, давать советы. В новом социальном статусе можно найти большое количество положительных сторон.

В обществе существует большое количество социальных стереотипов в отношении пожилых людей, которые влияют на выбор стратегии старения, под которой можно понимать выбранный человеком способ, темп и образ жизни после выхода на пенсию. Социальные стереотипы, шаблоны воздействуют на субъективные отношения человека не только к обществу, но и к себе, они влияют на самовосприятие пожилых людей. Карсаевская Т. В. в своих работах указывает, что в обществе к старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старости с живой могилой, второе — приоценке старости, как желанного возраста, периода опыта и мудрости. [Карсаевская 1997: 8-12.].

Рассматривая современную семью и систему взаимоотношений поколений, Д. Бромлей отмечает, что традиционная патриархальная семья распадается, что старики — отцы семейства уже не играют прежней роли, что молодое поколение не нуждается в поддержке старого, а старое вовсе отходит от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек. [Краснова, Лидере. 2003: 87] Кроме того существуют тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем. Многим пожилым людям приходится столкнуться с такой проблемой как смена жизненного пространства, что является дополнительной сложностью в пожилом возрасте и сильно влияет на настроение пожилого человека. Старики попадают в дома-интернаты по разным причинам.

В основном у людей, проживающих в доме-интернате, существуют проблемы в отношениях с родственниками, иногда они утрачивают связь с семьей, последнее чаще всего является причиной попадания в интернат, что сильно сказывается на эмоциональном состоянии человека. Ему приходится прикладывать намного больше усилий при адаптации к новым условиям жизни. На характер адаптации большое влияние оказывает жизненный настрой самого пожилого, его характер, умение справляться с трудностями. Чем оптимистичнее настрой, тем более эффективной оказывается стратегия старения.

На сегодняшний день важно изменение жизненного курса в стареющем обществе. Особенно важно включение в активную жизнь пожилых людей, проживающих в доме-интернате. В отличие от семьи в стационарном учреждении совершенно другой образ жизни.

Рекомендации по оптимизации стратегий старения в интернатном учреждении создавались на основе результатов исследования проведенного на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Красноярский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов №2». В нем принимало участие 30 человек: 17 женщин и 13 мужчин. Для диагностики был выбран опросник «Готовность к возрастным изменениям» [Глуханюк 2003: 100]. Эффективность или неэффективность стратегии старения определялась по следующим критериям.

Таблица 1.

Критерии выбора стратегии старения

Эффективная стратегия старения (конструктивная)

Неэффективная стратегия старения

(неконструктивная)

Высокий/средний уровень готовности к возрастным изменениям (отношение к собственной старости)

Низкий уровень готовности к возрастным изменениям (отношение к собственной старости)

Поддержание активной жизненной позиции в пожилом возрасте

Предпочтение пассивной жизненной позиции в пожилом возрасте

Поддержание постоянной (регулярной/периодической) связи с семьей

Нерегулярность/отсутствие связи с семьей

Положительные контакты с ближайшим окружением

Негативные контакты с ближайшим окружением (агрессия)

Кроме того при определении стратегии старения использовались методы наблюдения и интервью со специалистом учреждения. Полученные результаты сводились в таблицу по трем компонентам «Социальная активность», сюда входили показатели частоты посещения мероприятий и способ проведения свободного времени пассивный/активный; компонент - «Отношения с окружающими», раскрывает характер общения, степень общительности с соседями проживающими в учреждении; в содержании компонента «Социальная ситуация» главным является причина попадания в интернатаное учреждение и наличие связи с родственниками, частота общения с ними. По результатам заполнения таблиц делалось заключение об эффективности/неэффективности выбранной стратегии старения. Результаты показали, что из 30 опрошенных человек у 16 - эффективная стратегия старения из них 6 мужчин и 10 женщин. Неэффективная стратегия старения имеет место у 14 человек, из них 7 мужчин и 7 женщин. Преобладание эффективной стратегии старения можно объяснить преобладанием у женщин активного досуга, активной деятельностью и наличием хобби. Мужчины находят себя в общении с соседями, однако они реже принимают участие в досуговой жизни дома-интерната. Так как когнитивный уровень готовности к возрастным изменениям у женщин находится на более высоком уровне, чем у мужчин, они лучше приспосабливаются к особенностям возраста. Мужчинам же это дается труднее. Важную роль в выборе эффективности стратегии старения играют отношения с семьей. Следует отметить, что женщины поддерживают связь более регулярно, чем мужчины.

Каждому пожилому человеку хочется ощущать свою нужность и причастность к чему-то важному, актуальному для окружающих. У старого человека, как считает В. Генри, меняется мотивация трудовой деятельности. Пожилой человек стремится к труду, но уже не с целью содержать себя, а ради труда, который приобретает эмоциональную окраску. Старый человек анализирует свою работу только по отношению к самому себе, а не к общественной деятельности, как способность выполнять работу, как самооценку.

На первый взгляд может показаться, что в интернатном учреждении не так много возможностей для того, чтобы полностью раскрыть потенциал пожилого человека. Дом-интернат стереотипно воспринимается как учреждение, в которое старики отправляются доживать свою жизнь. Хотя на самом деле при помощи обычных вещей можно создать совершенно особенную атмосферу для проживания. Например если в холле учреждения будет ненавязчиво играть спокойная классическая музыка это поможет в создании более приятной атмосферы жизни в целом.

При создании условий нужно учитывать, что люди в таком возрасте начинают особенно ценить какие-то традиции, которые связаны с их молодостью. У традиции вообще есть своя особая роль в каждом коллективе, которая объединяет людей. Хорошо, если такая традиция создана в учреждении. Не просто совместно отмечать праздники, а придумать что-то, что будет объединять людей для такой совместной деятельности, которая будет интересна каждому. Учитывая, что в интернатном учреждении проживают люди разного возраста с разными интересами, то можно просто помочь людям организоваться в кружки. Кто-то, выйдя на пенсию, начинает заниматься вязанием, у кого-то появляется свободное время на приготовление блюд. Собираясь вместе пожилые люди могут почувствовать свою причастность, полезность и даже научиться чему-то новому.

В учреждениях интернатного типа практикуют разные формы организации свободного времени пожилых, такие как: занятия художественным, прикладным,   творчеством; праздники, конкурсы, шашечные турниры, экскурсии, игры. Чем больше жители интерната включены в активный досуг тем лучше их эмоциональное состояние. Кроме активного отдыха не стоит забывать и о простом времяпрепровождении: чтение, просмотр телепередач, слушание радио.

Кроме того на сегодняшний день известно множество методов способных помочь жителям стационарного учреждения почувствовать себя нужными, интересными собеседниками, раскрыть скрытый потенциал и повысить интерес к жизни. Примером может послужить биографический метод, который считается достаточно эффективным для мотивирования жизненной активности людей, вступивших в поздний период взрослости. При помощи данного метода пожилой получает возможность делиться своим жизненным опытом, рассказывая об особенностях своей судьбы и в то же время может понять как его прошлое повлияло на становление его настоящего. Сам процесс воспоминаний даже без его глубинного психологического анализа, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению положительного самовосприятия. Желательно всячески практиковать разные встречи и переписки пожилых жителей дома-интернатас жителями близлежащих детских садов и школ. Следует так же обращаться к фотографиям, когда-то подаренным открыткам, что поможет воспоминаниям стать ярче.

Кроме того существует метод мемуаротерапии, являющийся эффективным средством от депрессии, которая зачастую встречается у новых жителей учреждения в процессе адаптации к новым условиям проживания. Данный метод является ответвлением биографического метода. Здесь особенно важно, чтобы пожилой человек старался акцентировать внимание только на положительных моментах прожитой жизни. Можно предложить   создать семейную книгу, чтобы его потомки больше знали о истории своего рода.

Важно, чтобы в доме-интернате человек не чувствовал себя просто клиентом учреждения. Нужно, чтобы он мог стать частью коллектива жителей. Для этого сотрудники учреждения должны хорошо знать особенности людей третьего возраста и с пониманием относились к различным проявлениям их характера и при необходимости могли корректировать ситуацию. В центре отношения должны находиться – богатый и самоценный жизненный опыт человека, к которому окружающие относятся с уважением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. БПоздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.
  2. Карсаевская Г. В. Этапы жизненного цикла человека // Психология зрелости и старения.- 1997. - № 3. - С. 8-12.
  3. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  4. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста:учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Брецкая. - М.: ФЛИНТА НОУ ВПО "МПСИ", 2012. - 200 с.
  5. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. – С. 71
  6. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2009. – 860 с.
  7. Яцемирская Р. С. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. — М.: Владос, 1999.

Дегтярева Алена Игоревна

специалист по социальной работе отделения

психолого-педагогической помощи семье и детям

МБУ «КЦСОН Свердловского района»

banner bolsh

    vk

Поискать материал?

20240215 101327 1

Шумовой оркестр

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР1

Живая нить

ЖИВАЯ НИТЬ

Творческая студия «Гармония»

ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ ГАРМОНИЯ